IELTS vs. TOEFL: проверено на себе

Являясь преподавателем IELTS и TOEFL, считаю своим моральным долгом сдавать эти экзамены самой. Во-первых, чтобы знать процедуру изнутри и почувствовать самой всё то, что будут потом чувствовать мои студенты. Во-вторых, студенты спрашивают, сдавала ли я сама. А я не хочу быть тем преподавателем, который отвечает: «Нет, мне это не надо, мне не надо никому ничего доказывать»; я хочу ответить «Да, я сдала этот экзамен на высокий балл». Ну и в-третьих, надо же держать себя в форме! Экзамены – это challenge, который помогает не расслабляться в плане языке и самомнения.

Я уже писала о различиях IELTS и TOEFL в плане формата и заданий. Но эта информация довольно теоретическая и, возможно, не достаточна для выбора в пользу какого-то из экзаменов. Эту статью я хочу посвятить именно моим ощущениям, что показалось легче или сложнее в каждом из экзаменов на практике. Уточню, что я сдавала IELTS Academic и TOEFL iBT.

Reading

Уровень сложности и длина текстов в IELTS и TOEFL примерно одинаковы. Задания немного отличаются, но проверка понимания текста примерно одинакова. Однако читать с экрана целый час сложнее – это 100%! А искать ответы, читая на бумаге проще – это 200%! За счёт бумажного формата в IELTS есть возможность всё обводить и подчёркивать, что значительно облегчает поиск ответов. При этом не думайте, что я редко читаю с экрана в повседневной жизни, и поэтому мне было сложнее. Я читаю с экрана каждый день, но ответы искать в печатном тексте всё же проще. 

Listening

Повторюсь, по сложности материал примерно одинаков. Кардинальное же различие в том, что в IELTS вы читаете задания заранее и знаете, какая информация вам нужна. В TOEFL вы не видите вопросов заранее. В связи с этим, жизненно важно умение делать записи о том, что вы слышите. Я записывала всё (слава богу, я понимаю 100% текста, и у меня получается быстро всё записывать). У меня заболела рука, и пришлось попросить дополнительные черновики, зато отвечать на вопросы было элементарно. В TOEFL Listening вопросы чётко по прослушанному и без заковырок. В IELTS же бывают всякие distractions и tricks, также может подвести правописание. Должна признать, TOEFL немного академичнее. Лекции там совсем как в университете, да ещё по разным предметам. Но всё это компенсируется лёгкостью вопросов (при наличии записей). 

Writing

В обоих экзаменах 2 письменных части.

В TOEFL первое задание – read-listen-write. Читаете отрывок, слушаете лекцию (которая объясняет факты из отрывка или же опровергает их), а потом комбинируете всю информацию. Тут сложность может состоять только в том, что вы не поймёте смысла или не сможете объединить материал. У меня на экзамене всё было понятно - отрывок и лекция логично соотносились друг с другом. Это задание я считаю лёгким, потому что не нужно ничего изобретать самому, вам всё преподносится на блюдечке. В IELTS же всё нужно писать самому. Более того, нужно анализировать информацию (график, таблица, карты). А это довольно сложно, потому что нужно с одной стороны указать основные тенденции и изменения (оперируя данными из задания), а с другой стороны не вдаваться в подробности и не описывать несущественные детали. Найти этот баланс мне тяжело в условиях ограниченного времени.

Второе задание в IELTS и TOEFL одинаковое. Немного разные формулировки заданий и ограничения по словам и времени – но это мелочи. В IELTS лимит минимум 250 слов и примерно 40 минут. Я пишу чуть больше 250 слов за 35 минут. Даже на проверку остаётся время. В TOEFL лимит минимум 300 слов за 30 минут. Я печатаю чуть больше 300 слов за 25 минут. Тоже остаётся время на проверку. 

Speaking

В этой части, пожалуй, самые главные отличия этих двух экзаменов.

В TOEFL вы отвечаете в микрофон. Рядом с вами тоже кто-то сдаёт Speaking и отвечает на вопросы, и многие говорят, что это отвлекает, но мне это не мешало. Самая главная сложность TOEFL Speaking для меня – это катастрофически времени на подготовку. Успеваешь только обвести взглядом сделанные записи, и уже пора говорить. Поэтому кардинально важно довести навыки ответов на все задания до автоматизма. Как и в TOEFL Writing Task 1, за счёт данной вам информации отвечать на вопросы легко (вся информация даётся чётко и логично, хотя риск не понять, конечно, присутствует). Большинство заданий integrated, а значит самому почти ничего придумывать не надо.

В IELTS же, напротив, все ответы – это ваши личные ответы. В первой и второй части в большинстве про себя, а вот в третьей части вопросы могут быть уже абстрактные, глобальные, философские. На некоторые даже на родном языке не сразу найдёшься, что ответить. Тут нужно быть просто умным человеком, плюс быть в курсе того, что в мире происходит. Отвечаете вы IELTS Speaking живому человеку. Болтать так, возможно, психологически комфортнее, но нервничать вы будете больше – это точно.

Overall

Что касается моих общих впечатлений, это:
1) Оба экзамена абсолютно равны по сложности. Какие-то отличающиеся аспекты для разных людей будут являться простыми или сложными. Если у вас хороший язык, то при грамотной подготовке вы сдадите любой из них на хороший балл. А если плохой или готовиться не будете, то сдадите плохо и тот, и другой.
2) При сдаче TOEFL у меня было очень забавное ощущение ухода в себя. Вы 4 часа сидите за перегородками, никого не видите и ни с кем не разговариваете. Все сдающие сдают экзамен в своём режиме. IELTS же сдаётся в одной комнате с ещё 20-50 людьми, которые все начинают и заканчивают экзамен в одном режиме (кроме Speaking, который сдаётся один на один с экзаменатором). Опять же, для меня это ни на что не влияло. Хотя возможно, кому-то будет более или менее комфортно в каком-то из этих режимов.  

Остаётся только добавить, что я сдавала IELTS Academic 2 раза и оба раза получила 8.5. Я сдавала  TOEFL один раз и получила 115 (что соответствует 8.5 IELTS). Хочу особо отметить, что пройдя через международные экзамены 3 раза, я абсолютно уверена в их объективности!*

*Только подготовку при этом никто не отменял! Даже великолепное знание языка автоматически не гарантирует высокий балл.       

Find out more about the differences between IELTS and TOEFL in my previous posts about:
- the formats
- Speaking and Writing
- Reading and Listening.
  

Comments

  1. TOEFL 115 - впечатляет.

    Ирина а Вы не сдавали CPE или CAE тесты?

    Если да, поделитесь пожалуйста мнением как они соотносятся с TOEFL например. В Кембриджских тестах меня привлекает то, что у них нет срока действия.

    ReplyDelete
  2. Андрей, CPE/CAE пока что не сдавала =) В будущем.
    Если говорить о баллах, то CPE/CAE - это примерно от 110/100 TOEFL соответственно. Что касается материала и заданий - они скорее на IELTS похожи. Что касается срока действия, то это с точки зрения ученика привлекательно отсутствие срока действия. А с точки зрения работодателя/университета гораздо привлекательнее знать, что ваша оценка совершенно "свежая", потому что она будет отражать ваш реальный уровень знаний. Поэтому многие университеты требуют IELTS / TOEFL и всё меньше требуют Кембриджские экзамены. Лично мне кажется, высшая оценка CPE 10-летней давности не имеет большой ценности, ибо только говорит мне о вашем прошлом великолепном знании языка, которое может быть уже потеряно, если вы языком не занимались. Хотя сам экзамен, несомненно, очень серьёзный и иметь по нему высший балл - очень большое достижение!

    ReplyDelete
  3. Спасибо, Ирина за подробный ответ.

    Сам ETS приравнивает результат 120 TOEFL к C1 CEFR, я думаю это CAE. CPE выше 120, может я и ошибаюсь конечно.

    ReplyDelete
  4. В принципе, всё верно. Правда, шкалы сравнений иногда отличаются, и сложно точно сказать. На самом деле, TOEFL ведь оценивает ваш английский с точки зрения обучения в американском университете. То есть там важно умение работать с информацией. Знание идиом или каких-то сложных структур там не играет большой роли. Более того, в критериях оценки, например, Speaking, читаем в описании самого высокого балла "Some minor (or systematic) errors are noticeable but do not obscure meaning". То есть даже систематические, заметные ошибки позволяют получить высокий балл, главное при этом, чтобы эти ошибки не мешали пониманию и response fulfills the demands of the task. В CPE всё же оценивается знание языка, структуры, идиомы и именно языковые составляющие имеют значение. То есть по сути, действительно, высший балл CPE с точки зрения языка в чистом виде - это выше, чем 120 TOEFL. В Кембриджских экзаменах мне нравится лексико-грамматический challenge. Но я очень люблю TOEFL за их комбинированные задания. Совсем другие навыки активизируются. IELTS просто люблю =)

    ReplyDelete
  5. Согласен.Когда я выбирал между TOEFL и IELTS я остановился на TOEFL просто потому что его можно было сдать за 1 день.

    Хуже всего у меня получился Speaking (17 баллов) вопросы 3-6 (campus situations и academic courses) по ним я получил Limited, Familiar topics - Fair. Думаю из-за того что не уложился в 1 минуту + ошибки конечно. Writing (20 баллов) даже не успел проверить тоже не хватило времени. Общий балл 83.

    Кстати, хотел спросить, сколько у вас получилось слов во втором задании, если помните конечно, (Writing based on knowledge and experience) я слышал если меньше 400 слов то на балл выше 26 можно не рассчитывать?

    Думаю в конце 2014 года опять сдать TOEFL, чтобы посмотреть прогресс.

    ReplyDelete
    Replies
    1. IELTS тоже можно сдать за один день, надо просто попросить у администратора, чтобы speaking в тот же день поставили. Они обычно идут навстречу. Хотя там перерыв всё равно будет, потому что speaking в другом месте сдают. Но TOEFL в один заход.
      Вы когда готовитесь к speaking, на что обращаете внимание? Ведь в TOEFL есть чёткие модели ответов на каждый тип задания. Если их натренировать, то будет получаться быстрее отвечать. Думаю, на это надо обратить внимание, на автоматизацию. Ответ на вопрос, на все его аспекты тоже важен. Что касается ошибок, не знаю... я почитала ваш блог, английский то у вас очень неплохой!
      Насчёт writing - про 400 слов это не верно. Странно было бы иметь такой критерий, но при этом в задании писать "Не менее 300 слов". Я написала гораздо меньше 400, получила больше 26. И в IELTS и в TOEFL когда тренируюсь, пишу чуть больше лимита (на примерно 20 слов). И экзаменаторы в своих model answer тоже так делают. Много слов - не обязательно хорошо. Это может вылиться в пустословие и потерю нити развития аргумента.
      Целиком поддерживаю вас в сдаче экзамена ещё раз! Это очень правильный способ посмотреть на свой язык и прогресс со стороны.

      Delete
  6. Андрей, спасибо за ваш ответ, очень интересно с вами разговаривать!
    Насчёт ваших моделей для speaking и writing - по большому счёту это то, что нужно. Только перепроверьте их ещё раз с вашими преподавателями, там есть несколько языковых ошибок и неровностей. И ещё, я бы сказала, что модели для Independent Speaking 1&2 перегружены. Времени на ответ мало, лучше его потратить на собственно ответ, язык, примеры. Это верно и для остальных заданий, но там без вводных конструкций просто не обойтись. Эти типы заданий надо просто очень хорошо оттренировать, а так в них ничего сложного. А то, что некоторые задания в шаблон не загнать на 100% - это нормально. Это тоже проверка вашего языка. В IELTS они тоже иногда дают неожиданные задания, которые чуть-чуть отличаются от типичных. Студенты с хорошим языком всё равно справляются.
    Насчёт количества слов в writing. Во-первых, мой результат всё же опровергает утверждение преподавателя из видео =). Возможно, это только его вывод, но не реальный критерий. Ведь настоящие критерии секретны. Во-вторых, ключевые слова в этом отрезке - "development of ideas". Грамотное развитие аргумента - ключ к успеху (в любом экзамене). 500 слов не по теме не приведут к 30. С другой стороны, возможно, далеко не каждый человек в 300 слов может великолепно развить аргумент, и требуется больше. То есть тут, опять же, возможно, не такая прямая зависимость, и количество слов не играет значение, но помогает.
    Я всё же take it with a grain of salt. Для меня учебники+официальный сайт перевешивают слова одного преподавателя. Но исследую этот вопрос =)
    Насчёт reading - да! Я именно так и делала сама.
    Да, а задания "Ask me anything" больше для IELTS или Кембриджских подходят.

    ReplyDelete
  7. Да, набрать 25 в speaking действительно невозможно (как и 21 и ещё несколько баллов), так работает шкала перевода оценок экзаменаторов в баллы.
    Кстати, я погуглила по поводу количества слов в writing. Многие задают этот вопрос ссылаясь на преподавателя из того видео. Нигде подтверждения его утверждению я не нашла, а на форумах люди часто отвечают примерно то, что ответила я (development of ideas важнее и так далее). Он просто звучит убедительно =)
    Да, совершенно верно, к любому экзамену надо готовиться, одного знания языка недостаточно! Удачи в TOEFL 100+ и CAE (A/B)! Очень здорово, что вы сдаёте и собираетесь сдавать международные экзамены. Это всё крайне интересно и полезно со многих точек зрения!

    ReplyDelete
  8. Спасибо! Взаимно желаю вам успехов!

    ReplyDelete

Post a Comment

Popular posts from this blog

How to tame your IELTS pie charts

Top 8 mistakes Russian learners of English actually make

My Fulbright application or a teachable moment on essay writing

C2 Proficiency. Writing Task 2. Review (of a film I haven’t seen).